Как помочь учащимся подготовиться к экзамену?
Экзамен - это проверка,
- но проверка не только самих знаний, но и умения эти знания к себе в голову уложить,
- удержать их там необходимое время,
- да еще и суметь ими воспользоваться и правильно преподнести.
Вы увидите
- как планировать подготовку к экзамену,
- как эффективнее запоминать тот или иной материал,
- как готовить ответ на экзамене,
- на что, когда и как обращают внимание различные экзаменаторы…
…и многое другое.
Вы познакомитесь со следующими упражнениями:
- на развитие моторики,
- на развитие зрительной памяти,
- на поддержание работоспособности,
- на стимуляцию познавательных способностей,
- на снятие страха перед экзаменом.
Место для занятия
- необходимо правильно организовать рабочее место (уберите со стола лишние учебники и тетради, пусть будет больше свободного пространства),
- на стол можно поставить картинку или предмет желтого и фиолетового цветов, так как эти цвета повышают интеллектуальную активность.
Готовимся психологически:
- Начинать готовиться к экзамену следует заранее, понемногу, по частям, при этом сохраняя спокойствие;
- Следует сесть за стол с чистым листком бумаги и записать самые главные, основополагающие вопросы по экзаменационным билетам и ответы на них:
- Что изучает данный предмет?
- Из каких основных разделов состоит предмет?
- Что изучает каждый раздел предмета и так далее.
Если трудно собраться с силами и мыслями, необходимо постараться запомнить сначала самое легкое, а потом переходить к изучению трудного материала.
3.Ежедневно необходимо выполнять упражнения, способствующие снятию внутреннего напряжения, усталости, достижению расслабления.
Режим дня: день делим на три части – «Для пятерки три восьмерки», - говорили раньше. Мы же скажем: «Для десятки три восьмерки».
- восемь часов – подготовка к экзамену;
- восемь часов – сон, можно сделать тихий час после обеда;
- восемь часов – занятия спортом, прогулка на свежем воздухе, посещение дискотеки.
Планируя день, следует учитывать «жаворонок» вы или «сова». Исходя из этого, основная нагрузка приходится на утренние или же вечерние часы.
В плане на каждый день определяется, что именно сегодня необходимо изучать.
Некоторые закономерности запоминания:
Трудность запоминания растет непропорционально объему (учить большой отрывок полезнее, чем короткое изречение).
- При одинаковом времени заучивания количество запоминаемого тем больше, чем выше степень понимания.
- Распределенное заучивание лучше концентрированного. Лучше учить с перерывами, чем подряд, лучше понемногу, чем сразу (продуктивно учить в течение 20 минут, затем 10 минут отдыхать и т.д.).
- Эффективнее больше времени тратить на повторение по памяти, чем на многократное прочтение.
- Работая с двумя материалами – один побольше, а другой поменьше – разумно начинать с большего (видна структура).
- Во сне человек не запоминает, но и не забывает (учебник под голову на ночь – это миф, но полезно перечитать его перед сном).
Как запоминать большее количество материала:
- Повторяем материал по вопросам.
- Вспоминаем, записываем все, что знаешь, затем проверяется правильность основных фактов, дат.
- При прочтении учебника выделяются главные мысли – это опорные пункты ответа.
- Необходимо научиться составлять краткий план на каждый вопрос на маленьком листочке.
- В последний день перед экзаменом следует просмотреть эти листочки-планы.
Условия поддержания работоспособности:
- Чередование умственного и физического труда.
- В гимнастике предпочтение отдается кувыркам, стойке на голове, свечам, т.к. усиливается приток крови к клеткам головного мозга.
- Бережное отношение к глазам (каждые 20-30 минут отрываем глаза от книги, делаем гимнастику для глаз).
Гимнастика для глаз:
- взгляд попеременно вверх-вниз (25 секунд), влево-вправо (15 секунд);
- «написание» глазами своего имени, отчества, фамилии;
- попеременное фиксирование взгляда на удаленном предмете (20 секунд), потом на листе бумаги перед собой (20 секунда);
- «рисование» квадрата, треугольника, сначала по часовой стрелке, затем – в противоположную сторону (рекомендуются именно эти фигуры, а не круг).
Упражнения на стимуляцию
познавательных способностей:
- большим и указательным пальцами одной руки с силой сдавливаем фалангу каждого пальца другой руки, начиная с ногтевой фаланги, сначала в тыльно-ладонной, затем в межпальцевой плоскости, потом меняем руку.
- большим пальцем правой руки нажимаем на середину левой ладони. С ощутимым нажимом совершать круговые движения от центра ладони к периферии, по спирали с выходом на большой палец. Затем то же другой рукой.
Развитие мелкой моторики:
Вытянуть вперед руку с раскрытой ладонью, попробовать прижать к ладони мизинец, остальные пальцы должны быть разогнуты.
- Вращать рукой справа налево и одновременно ногой в противоположную сторону, затем другую руку и ногу (усиливает деятельность мозга).
Развитие зрительной памяти:
- Ведущий рисует две незамысловатые линии разного цвета, демонстрируя пять секунд, затем стирает. Остальные дружно его копируют. Повторяем четыре-пять раз. Затем усложняем (если нужно, дается больше времени на рассмотрение и копирование).
- Ведущий рисует на доске одну за другой (стирая поочередно) три геометрические фигуры (например, круг, треугольник, квадрат). Каждая из них демонстрируется секунд семь, затем стирается, и на ее месте рисуется новая. Просмотрев все фигуры, участники должны в течение пяти минут на своем листке бумаги восстановить по памяти увиденное. При повторном использовании задание рекомендуется усложнить, увеличивая количество нарисованных фигур.
- Ведущий рисует на доске одну за одной фигуры, внутри которых - цифры. Далее упражнение выполняется по аналогии.
Накануне экзамена
- один день перед экзаменом оставляется, чтобы вновь повторить все планы ответов, а перед устным экзаменом – пересказать их кому-нибудь или самому себе перед зеркалом;
- непосредственно перед экзаменом можно представить ситуацию во всех красках, со всеми своими чувствами, переживаниями, «страшными мыслями», и обязательно так, как хотелось бы, чтобы все произошло при успешной сдаче.
- если очень страшно, можно использовать прием, называемый «доведение до абсурда»:
- представляем все самые страшные подробности и ужасные последствия экзамена. Такое предельное усиление страха приводит человека к мысли, что бояться, в сущности, нечего;
- прекратить подготовку необходимо вечером. Следует совершить прогулку, умыться, хорошенько выспаться;
- по дороге на экзамен невредно просто пролистать учебник.
Во время экзамена:
- взяв билет, необходимо ознакомиться с вопросами, и начинать с того вопроса, который показался наиболее легким;
- пишется примерный план ответа, составляется список всех фактов, которых хочется коснуться;
- пишется даже то, что вначале может показаться ненужным, это поможет припомнить еще какие-нибудь данные;
- идем от частного к общему;
- даты и заголовки в вопросе следует подчеркивать, знание дат бросается в глаза;
- в готовом ответе должно быть:
- вступление
- основная часть
- заключение.
Что делать, если…?
Обнаружилось, что попался вопрос, на который вы можете сказать совсем немного,
– не впадайте в панику, а сразу начинайте записывать все, что когда-либо слышали по этому поводу;
- в процессе написания в голову могут прийти какие-либо мысли и вы, возможно, вспомните что-нибудь из пройденного материала.
- На полуслове вы забыли, о чем говорить…
- прежде всего, не следует «терять голову»;
- сохраняйте спокойствие хотя бы внешне;
- повторите последнюю фразу и попробуйте перефразировать ее;
- или сделайте паузу и начните сначала.
Вас не слушают…
- не воспринимайте это на свой счет (экзаменаторы тоже люди) – просто продолжайте свой ответ, как если бы вы этого не заметили.
Вы оговорились, и все начали смеяться…
- посмейтесь вместе со всеми – и все.
- Вы ошиблись…
- если вы знаете, как исправить свою ошибку, сделайте это;
- но если этого никто не заметит, продолжайте свой ответ без исправления.
Количество просмотров:
Вернуться в раздел Подготовка к экзаменам